Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Москва и МО
«Новосибирск — некрасивый город, но шанс на резкий скачок вперед есть»
9 декабря 2020
2 067
Обсудить
«Новосибирск — некрасивый город, но шанс на резкий скачок вперед есть»
Фэшн-фотограф Артем Ионов о родном городе и о том, как, никуда не уезжая, попасть на страницы парижских журналов

Новосибирск можно считать городом ученых, торгашей или местом с высокой концентрацией промышленных предприятий. Но вряд ли кто-то додумался бы назвать самопровозглашенную столицу Сибири сердцем фэшн-индустрии. Фотограф Артем Ионов хоть и не дает городу таких громких наименований, но своей деятельностью «открывает» его для яркого глянца и высокой моды. Фотографии Артема печатают известные мировые журналы, а крупные бренды одежды заказывают у него съемки. Мы побывали в студии одного из самых популярных фэшн-фотографов за Уралом, прогулялись по Вокзальной магистрали, где сосредоточены важные для Артема места, и поговорили о том, какие шансы есть у Новосибирска для качественного скачка вперед.

Новосибирск — Прокопьевск — НГТУ: детство и вуз

Я считаю Новосибирск своим родным городом — здесь я родился и затем нашел себя в профессии. Однако в возрасте 2-3 лет мы с родителями переехали отсюда в Прокопьевск — небольшой шахтерский городок в Кемеровской области. Это произошло потому, что оттуда родом мой папа. Родители решили продать здесь однокомнатную квартиру и на эти деньги смогли купить в Прокопьевске четырехкомнатную. В итоге там прошло мое детство. 

Если сравнивать Прокопьевск с Новосибирском, то это абсолютно разные вселенные. Новосибирск — мегаполис, который пусть и не так явно для многих, но развивается. Прокопьевск же — маленький город. Кроме того, он деградирует: шахты закрываются, и люди оттуда уезжают. В последнее время этот факт очевиден — я периодически приезжаю туда, и год за годом он становится все менее привлекательным для жизни. Грусть, тоска и депрессия — так бы я охарактеризовал его сейчас.

После окончания школы в Прокопьевске, я вернулся в Новосибирск, чтобы поступать в университет. Я выбрал АВТФ (факультет автоматики и вычислительной техники — Ред.) в НГТУ. В те годы, на стыке тысячелетий, началась компьютерная эра. Мне повезло, что в Прокопьевске у меня, единственного в классе, был ПК, и я не на шутку увлекся программированием. Поэтому выбор среди вариантов, где и какое высшее образование получать, дался мне легко. На Новосибирск он пал потому, что здесь я все-таки родился и местные вузы всегда считались одними из лучших в регионе.

Моей специальностью в НГТУ стало обеспечение информационной безопасности. Этому учатся по большей части будущие сотрудники спецслужб: изучают различные подслушивающие устройства, хакерство и, наоборот, защиту компьютеров от взлома. В общем, специальность интересная. В некотором смысле я выбрал ее, пойдя по стопам отца: он работал в банке и занимался его автоматизацией. Кстати, именно поэтому у нас дома всегда и были компьютеры. Разбирать и собирать их я тоже научился еще в детстве. 

В школе мне легко давались все предметы, я был отличником, поэтому думал, что без проблем поступлю в выбранный вуз. Однако я не учел, что учился в прокопьевской школе. И для того, чтобы обучаться в престижном университете на сложной специальности, мне нужно было еще подтянуть свой уровень подготовки. В итоге со скрипом и трудом, но я все-таки поступил на АВТФ.

Пока я в детстве жил в Прокопьевске, мы иногда приезжали в Новосибирск в гости. Но так как я был с родителями, то даже не думал о нашем городе в контексте его масштаба, развития, инфраструктуры.

А когда я приехал поступать в НГТУ и впервые оказался в Новосибирске один, то после компактного Прокопьевска не сразу смог понять наш мегаполис и привыкнуть к его ритму

В адаптации хорошо помог опыт жизни в общежитии при НГТУ. Там многие были иногородние, и мы вместе изучали город, точнее, его левый берег. Да и в целом в общаге было, конечно, весело.

Дизайн — веб — фото: профессии и работы

Уже со второго курса учебы в вузе я начал работать. Причем в той сфере, которая не была близка моей специальности. Меня увлек дизайн, и я решил двигаться в этом направлении. Но изначально я об этом ничего не знал: просто пришел в пресс-центр НГТУ и сказал: «Хочу работать». Меня спросили: «Что умеешь?». Я ответил: «Ничего». Например, программу Photoshop я впервые увидел именно там. Но так как еще в Прокопьевске я окончил художественную школу и умел хорошо рисовать, то это помогло мне в моих первых шагах на пути дизайнера.

Сразу же я погрузился в работу, так как задач было много — культурная жизнь в НГТУ кипела. Я делал разные листовки и плакаты для вузовских событий и вечеринок, макеты для институтских газет и журналов. В общем, всю печатную продукцию университета с начала до середины нулевых делал я. Параллельно с этой деятельностью у меня было еще несколько подработок — также в сфере дизайна. Среди них — в Торгово-промышленной палате, офис которой располагался на площади Карла Маркса.

Сам я люблю Тихий центр с его старой архитектурой и маленькими улочками — пожалуй, это один из немногих островков красоты, которые остались в Новосибирске

После окончания вуза я ушел в веб-дизайн и начал работать в разных газетах и глянцевых журналах, делал логотипы для сайтов и коммерческих организаций. Всех уже сложно вспомнить, а большинства, наверное, уже и не существует. Например, сотрудничал с газетами «СтройБум» и «Работа для вас». А еще был журнал, где все материалы были связаны с эзотерикой, психологией, космологией. Такой вот слепок времени из печатных изданий более чем десятилетней давности. 

Через 3-4 года я сменил род деятельности. У этого судьбоносного решения было две причины. Во-первых, я просто устал сидеть в офисе. А во-вторых, меня начало утомлять общение с заказчиками. Особенно это стало заметно, когда я осознал, что в дизайне я уже настоящий профи. Мне было все тяжелее выслушивать от мало понимающих в этой сфере клиентов их обывательские советы и заказы: «Вот сюда добавь розовенький, а сюда — синенький». Это бесило.

Когда чуть больше десяти лет назад моя супруга забеременела, то решила устроить фотосессию в стиле «в ожидании чуда». Мы обратились к фотографу и приехали в студию, которая находилась на улице Писарева. Когда мы попали в это пространство, то сразу заинтересовались не только ремеслом фотографа, но и этим сегментом бизнеса. Так мы с женой решили открыть свою фотостудию. 

Я ушел с работы, где занимал должность арт-директора, и проработал на фрилансе в этой сфере еще пару лет. К слову, в материальном плане я не сильно проиграл — мои подработки приносили достойный доход. Сразу после решения об открытии студии я пошел учиться фотоискусству. Как и с дизайном, опыта в этом на тот момент у меня не было. Для обучения я выбрал «Сибирскую школу фотографии», которая находилась на базе фотостудии «Сакура», расположенной на улице Потанинской. 

Отучившись несколько месяцев, мы открыли фотостудию Zoom-zoom. Место под нее выбрали, исходя из удобства для большинства горожан, — рядом с центром Новосибирска, по адресу улица Советская, 52. Здесь мы работаем до сих пор. Студия находится в полуподвале: изначально это было помещение, где ничего не было. Но кирпичные стены и вся здешняя атмосфера как бы опережали время — сейчас такие места называются лофтами, в них открываются модные барбершопы или кофейни.

В сфере фотографии мой выбор пал на фэшн-нишу. Это произошло почти случайно. Одними из первых, кто пришел в только что открытую студию, стали фэшн-фотограф Сергей Рогов и визажист Дильмурат Султанов. Я посмотрел на их работу, на их команду, в которую входили еще несколько человек, и мне понравилось. 

Я стал практиковаться и окунулся в эту тему с головой. Специфика именно фэшн-съемок заключается в том, что в них всегда задействована большая команда и много технического оборудования. Соответственно, на все это должен быть заложен большой бюджет. Кроме того, именно заказчики из фэшн-индустрии считаются одними из самых требовательных и взыскательных. Поэтому моя работа — это всегда большая ответственность, и сделать плохо не получится. 

За последние годы я сотрудничал с такими международными журналами, как Elle, Cosmopolitan, Harper’s Bazaar, Grazia. В Новосибирске я также сотрудничаю с самыми крупными и известными брендами. Например, мультибрендовый универмаг Lukse. А на Вокзальной магистрали есть целый дом с бутиками, почти для каждого из которых я провожу фотосессии, когда у них обновляются коллекции.

Через несколько лет после студии мы с супругой открыли хостел на Фрунзе, 5. Мы поставили себе задачу сделать яркое, уютное и прогрессивное место — в духе тех хостелов, которые видели в Европе. Позвали ребят-художников из команды «Такнадо!», они расписали каждый номер граффити: такими, какими они  хотели, — условий и рамок мы им не ставили. Назвали его Funkey hostel. Правда, этим бизнесом больше занималась моя жена, потому что у меня совсем не было времени. Не так давно мы продали его, и он живет дальше своей жизнью.

Левый — правый — Родники: квартиры и город

Если попробовать нарисовать портрет Новосибирска моими глазами, то вышло бы как минимум две картины. Первая связана с годами моей учебы и жизни на левом берегу. В те времена город ограничивался для меня именно левобережьем, которое я за несколько лет изучил вдоль и поперек. Конечно, ближе всего для меня места возле метро «Студенческая» — проспект Карла Маркса и сам студгородок НГТУ. Но потом я еще жил на Затулинке, в Западном и Юго-Западном микрорайонах.

Если прорисовывать какие-то конкретные места более детально, то мне уже сложно вспомнить все те заведения, которые были почти 15 лет назад в центре левобережья. Но одно место точно являлось для меня знаковым. Все студенческие годы я занимался спортом — рукопашным боем и пауэрлифтингом. Поэтому новый на тот момент спортивный комплекс НГТУ был важной частью моей жизни. Я до сих пор хожу в разные залы, но уже больше для поддержания формы. 

А еще существует другой мой Новосибирск — уже вне границ левого берега. Последние восемь лет, после открытия студии Zoom-zoom, мы с семьей живем на правом берегу — в микрорайоне Родники. Нас здесь все устраивает, за исключением пробок, которые постоянно бывают на пути в центр города. 

Родники — это «город в городе»: в пешей доступности есть все, что нужно для жизни. Если нет необходимости ездить на работу, то оттуда можно не выезжать

Так как у нас двое детей, весь досуг так или иначе связан именно с ними. Мы любим гулять по паркам, иногда выбираемся в кафе или семейные рестораны. Среди любимых — «Чашка кофе». Еще дети полюбили детскую площадку в ТРЦ «Мега». Мы всей семьей ходим в театры, в первую очередь в «Глобус», но в последние разы посещали театр Афанасьева и «Арт Усадьбу». Среди моих знакомых есть немало актеров, поэтому всегда приятно увидеть их на сцене. 

Сам я люблю центр города, точнее, именно Тихий центр с его старой архитектурой и маленькими улочками. Пожалуй, это один из немногих островков красоты, которые остались в Новосибирске и в которых приятно находиться. По большей же части Новосибирск, по моему мнению, некрасивый город. Его очень портят точечная застройка, пыль, неухоженность. Но шанс на развитие и резкий скачок вперед есть.

Мне кажется, будущее Новосибирска за наукой. Он всегда был известен тем, что к нам из разных мест приезжали учиться талантливые ребята. Это был во всех смыслах молодой город — место, где рады новым идеям. Это территория свободы, творчества и науки. Проблема в том, что мало кто из этих приезжих после учебы задерживается здесь. И с каждым годом их становится все меньше.

Новосибирск не может предложить почти ничего молодым, умным и прогрессивным профессионалам своего дела. А нужно заинтересовывать людей, чтобы они оставались и развивали город 

Возвращаясь к Родникам, в некоторых аспектах этот микрорайон выгодно отличается от других частей города. Например, там много зеленых зон — деревьев, газонов, клумб с цветами. Еще там живет преимущественно молодежь и семьи с детьми. Ведь это новый микрорайон: здесь активно строятся разные ЖК. В Родниках хватает детских садов, школ, есть бассейн. Раньше не было кофеен, но сейчас появились и они. В общем, Родники — это «город в городе»: в пешей доступности есть все, что нужно для жизни. Если нет необходимости ездить на работу, то оттуда можно не выезжать.

Хотя лично мне приходится выбираться отсюда довольно часто. И не только в свою студию на улице Советской, но и в другие города России и мира. Точнее, приходилось до всем известных времен, наступивших год назад.  

Вчера — сегодня — завтра: реалии и планы

В моей работе важное место занимают модели. Конечно, мне больше нравится сотрудничать с профессионалами — они все знают, понимают и буквально по щелчку пальца включаются в процесс. В Новосибирске таких очень мало. Точнее, их могло бы быть здесь много. Но как только модель становится хоть немного заметна и интересна, она сразу же уезжает в Москву или за границу. Поэтому для съемок в Новосибирске моделей высокого уровня, выросших здесь, приходится буквально вылавливать, когда они приезжают  в родной город погостить. 

Кстати, за время пандемии и режима изоляции многие вернулись на свою родину. Поэтому нашей индустрии и лично мне последний год не только не принес экономических потерь, а, наоборот, дал возможность для развития. И если в студии сократился обычный поток наших клиентов, то в плане моих фэшн-съемок точно ничего не изменилось. Ведь вся прелесть этой индустрии заключается в том, что у нее нет сезонности: компаниям постоянно приходят товары, которые необходимо реализовывать. Чтобы это сделать, нужно красиво и стильно их презентовать. И за этим обращаются как раз ко мне.

Второй вариант работы с моделями — это поиск перспективных, одаренных девушек здесь, в Новосибирске. Это более кропотливая, долгая и сложная работа. Ведь даже при удачном стечении обстоятельств, когда я нахожу интересную начинающую модель, приходится быть не только фотографом, но и немного психологом. Девушки еще не имеют достаточного опыта в работе перед фотокамерой, с ними нужно много говорить, объяснять нюансы нашего дела.

Другой важный пункт в моей деятельности в Новосибирске — почти полное отсутствие конкуренции при достаточно большом рынке. Я не знаю кого-то, кто в нашем городе занимался бы исключительно фэшн-фотографией на постоянной основе и на том же уровне, что и я. И это в третьем по количеству населения городе страны. Хотя, в этом нет ничего удивительного, ведь почти в любой сфере у нас все сводится лишь к Москве. Ни значимой фэшн-индустрии, ни большого количества фэшн-фотографов почти нет ни во Владивостоке, ни в Екатеринбурге, ни даже в Санкт-Петербурге.  

Из-за этого одно время я подумывал перебраться в Москву, потому что считал, что в Новосибирске я уже достиг или скоро достигну потолка — и в плане профессиональной сферы, и в материальном аспекте, и в смысле личных амбиций. Но, как уже сказал выше и как бы это ни казалось странным, именно прошлый год был для меня прорывным. Потому что в 2020-м я стал чаще попадать во все модные журналы и сотрудничать с большинством именитых компаний.

Тогда я понял, что в моей сфере деятельности можно развиваться и без переезда из родного города. Безусловно, мне хочется ездить по работе в Милан, Париж или Лос-Анжелес. Но, во-первых, я бы хотел воспринимать эти поездки именно как командировки. Во-вторых, нужно еще дождаться тех времен, когда снова будут открыты физические границы. Потому что формальные в своей голове — относительно моего дальнейшего роста и развития — я уже стер.

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Авторы
Теги
Виталий ЭйгерисАнтон Митько
Могут подойти
0 комментариев
Сейчас обсуждают
Статусы земельных участков: правовой гид
Некоторые ограничения, которые могут быть связаны с использованием участка для крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ):Строительство жилого дома. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемом КФХ, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трёх, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25% от площади земельного участка. При этом такой дом может быть предназначен для проживания только членов КФХ.Образование земельного участка. Образование земельного участка из земельного участка, на котором расположен жилой дом, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд.Определение муниципальных образований. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых КФХ.
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости